В процессе прохождения практики в РАПОП я буквально погрузилась в психологическую среду, мой интерес к данной области многократно возрос, стало меньше страхов по поводу своей будущей деятельности как психолога, прояснились многие моменты, связанные с работой психолога. Во время прохождения практики я убеждалась, что очень важно прислушиваться к своим чувствам при работе с клиентом, ведь это очень важный инструмент работы психолога, позволяющий осознать, что клиент приносит в контакт. Также мне стало понятно, что психолог (терапевт) словно «перерабатывает» непонятные для клиента его психические процессы (мысли, чувства, эмоции) и состояния, контейнирует их и, тем самым. проясняет клиенту, что с ним происходит, в результате чего клиент становится более спокойным. До прохождения практики это понимание было очень смутным.
Во время практики я приняла активное участие в формате клиент-терапевт в качестве клиента, получив от этого большую пользу. Мне стало понятно, какие чувства я вызываю у терапевта, осознала, что мои амбивалентные чувства к психологу – это нормальное явление, которое нужно прояснять во время работы. Благодаря интерпретациям группы и ведущих мне стали более ясными мои бессознательные психические процессы. Также, важно отметить, что в тот момент я получила так необходимую мне поддержку группы, терапевта и ведущих. Тревога, мучившая меня до этого, существенно снизилась. Полезным было осознание, что мои проблемы не являются уникальными, а свойственны многим людям в той или иной степени.
Супервизионные группы были для меня открытием. Для себя я узнала, что существует два круга взаимодействий, во время которых каждый участник может задать интересующий вопрос и высказать затем свои суждения. Очень понравилась безоценочная позиция ведущих и более опытных коллег, благодаря чему желание проявиться у новичков не формирует комплекса неполноценности.
Обсуждение фильма в формате «киноклуб» и интервизионная группа, на мой взгляд, проходили в довольно неформальной обстановке, где участники делились любыми мнениями, что способствовало глубокому сплочению группы.
В рамках аналитического чтения я поняла, на что нужно обращать внимание при чтении такой литературы и какими задаваться вопросами для более глубокого понимания ее смысла.
Открытием в практике «клиент-терапевт» для меня стал формат балинтовской группы, где задачей участников была идентификация с терапевтом, клиентом и его значимыми фигурами и проговаривание чувств от их лица. Данный вид работы, на мой взгляд, продемонстрировал возможности развития эмпатии для начинающего психолога с целью понимания внутреннего мира человека.
Интересным в практике «клиент терапевт» для меня оказался случай с фобией и его подробный анализ со стороны ведущих. Я думаю, данный пример окажется очень полезным для будущей работы психолога, т.к. случаи изолированных фобий встречаются часто.
Случай, в котором клиент был в возбужденном состоянии из-за его семейных проблем и трудностей, показал с помощью интерпретаций участников и ведущих, как нужно поддерживать клиента и контейнировать его чувства, когда он находится в остром эмоциональном состоянии.
Данная практика в целом помогла мне определиться с выбором будущего направления консультирования. Я буду развиваться в психодинамическом направлении. Также благодаря большому количеству участников появилось осознание того, что у каждого будет свой индивидуальный стиль работы, но несмотря на разность коллег у нас у всех есть много общего – что-то такое общечеловеческое. И, по-моему, во время высказывания суждений часто речь шла о схожих мыслях и чувствах, но выраженных разными словами. А разность во мнениях лишь дополняла и обогащала общее поле взаимодействия, что делало участие интересным. Однако следует отметить, что, наблюдая за коллегами, консультирующими в первый раз, я поняла какой может быть волнительной для начинающего психолога первая встреча с клиентом. Буду ждать с нетерпением своей первой консультации.
В целом, практика оказалась для меня очень полезной, а ведущие – настоящие профессионалы.